Евразийская
Товарная
Биржа
Курсы валют НБРК
USD: 0
RUB: 0

Клиринговый центр

Глава 1. Общие требования


1. Настоящие Требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра АО «Евразийская Товарная Биржа» (далее – Требования) разработаны в соответствии с Правилами осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно- программному комплексу клирингового центра товарной биржи утвержденные в Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года No 729.
2. Основные понятия, которые используются в настоящих Требованиях: 1) аппаратно-программный комплекс (далее – АПК) – совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа.

Глава 2. Требования


1. Аппаратно–программный комплекс клирингового центра должен состоять из рабочих станций (компьютерной базы), серверного аппаратного обеспечения, программного обеспечения и обеспечивать:
1) надежное хранение информации, защиту от несанкционированного доступа, целостность баз данных и полную сохранность информации в электронных архивах и базах данных при: полном или частичном отключении электропитания на любом участке программного обеспечения в любое время; аварии сетей, телекоммуникаций, разрыве установленных физических и виртуальных соединений на любом этапе выполнения операции обмена данными; попытке несанкционированного доступа к информации программного обеспечения;
2) многоуровневый доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам, реализованным в программном обеспечении. Программное обеспечение должно предусматривать не менее двух основных уровней доступа: "администратор" и "пользователь";
3) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операций без полного заполнения всех полей программа обеспечивает выдачу соответствующего уведомления);
4) поиск информации по индивидуальному запросу и по любым критериям, а также сортировку информации по любым параметрам и возможность просмотра информации за предыдущие даты;
5) обработку и хранение информации по датам без сокращений;
6) автоматизированное формирование форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами, а также уведомлений, справок, выписок с лицевого счета, отчетов о проведенных операциях и документов, подтверждающих осуществление информационных операций;
7) возможность архивации (восстановление данных из архива);
8) возможность вывода выходных документов на экран, принтер или в файл;
9) возможность обмена электронными документами;
10) бесперебойное и непрерывное осуществление работы в случае сбоев в программном обеспечении;
11) автоматизированный сбор, обработку и хранение информации по сделкам, по которым клиринговая организация осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку;
12) учет параметров всех заключенных сделок в торговой системе на товарной бирже, принятых на клиринговое обслуживание;
13) формирование отчета по результатам клиринговой деятельности для членов товарной биржи;
14) автоматическое проведение следующих операций путем интеграции с торговой системой товарной биржи: раздельный учет средств члена товарной биржи; блокирование средств члена товарной биржи по результатам сделок и снятие блокирования в результате их исполнения; допуск членов товарной биржи к торгам;
15) сохранность изменяемых данных члена товарной биржи и поиск зарегистрированного лица по прежним данным;
16) сохранность информации по всем операциям, проведенным по клиринговому регистру учета за весь период;
17) передача информации клиентам, расчетным организациям, товарной бирже и уполномоченному органу по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи;
18) идентифицировать факт получения документа от лица уполномоченного отдавать приказы для совершения операций по открытому им клиринговому регистру учета;
19) проведение операций по клиринговым регистрам учета только на основании приказов уполномоченных лиц;
20) ведение в произвольной форме журнала аудита в процессе функционирования программного обеспечения.
2. Сохранность информации аппаратно–программного комплекса клирингового центра обеспечивается путем ежедневного автоматического сохранения резервной копии базы данных и системного журнала транзакций на дополнительном сервере.
3. Защита информации клирингового центра обеспечивается основными уровнями доступа – «администратор» и «пользователь»:
1) уровень доступа – «администратор» включает в себя: определение групп пользователей, разделение их на категории по выполняемым функциям и установление им уровней доступа к информации, смена паролей; блокирование доступа пользователей к данным и функциям программного обеспечения; настройка параметров функционирования программного обеспечения; просмотр подключенных к базе данных программного обеспечения пользователей; открытие (закрытие) операционного дня; отключение пользователей от базы данных программного обеспечения в случае необходимости; смена рабочей даты; создание архивных и резервных копий на съемных носителях данных долговременного хранения;
2) уровень доступа – «пользователь» включает в себя: периодическое обновление справочной информации в базе данных программного обеспечения; ввод данных в программное обеспечение; проведение в программном обеспечении определенных операций со средствами клиентов; формирование отчетных (выходных) форм; сохранение необходимой информации; печать отчетов и выходных документов.
4. Для каждого пользователя программного обеспечения предусматривается вход по индивидуальному паролю. Для уровня доступа – «администратор» предусматривается возможность изменения паролей. Доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам обеспечивается посредством ввода соответствующего пароля, который меняется не реже одного раза в тридцать календарных дней.
5. В программном обеспечении (независимо от уровня доступа) не допускается:
1) содержание средств, позволяющих исполнить определенные функции и операции с нарушением установленного порядка их выполнения;
2) иметь функции, позволяющие напрямую вносить изменения в данные сформированных выходных документов;
3) изменение (удаление) данных о проведенных операциях и о состоянии клиринговых регистров учета, за исключением специально предназначенных для этого операций (функций).
6. При выполнении операций программным обеспечением клирингового центра уведомляется о наступлении следующих условий:
1) количество средств, подлежащих списанию с клирингового регистра учета, превышает количество средств на нем;
2) нарушение сроков исполнения сделок;
3) клиринговой регистр учета, с которого списываются средства, блокирован.
7. Членом товарной биржи – пользователем аппаратно–программного комплекса клирингового центра выполняются следующие требования:
1) на рабочем месте пользователя устанавливается антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемой антивирусной базой и автоматическая загрузка системных обновлений операционной системы;
2) на персональном компьютере пользователя, используемом для проведения операций, не допускается установка программных средств, не предназначенных для решения задач по подготовке, обработке, передаче или ведению электронных документов;
3) одному системному имени пользователя, по которому идентифицируется пользователь при входе в программную среду, соответствует одно физическое лицо.
8. Для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования аппаратно–программного комплекса клиринговый центр предусматривает наличие не менее двух источников бесперебойного электрического питания, один из которых используется в качестве основного, а остальные – в качестве резервных, либо единственный источник бесперебойного электрического питания, с наличием резервного генератора, готовым к немедленной активации.
9. Серверное аппаратное обеспечение клирингового центра имеет в своем составе резервное оборудование, готовое к немедленной активизации в случае повреждения, уничтожения или невозможности использования основного оборудования. При этом помещение с серверным оборудованием оснащается системой контроля доступа. Глава 1. Общие требования
1. Настоящие Требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра АО «Товарная биржа «Каспий» (далее – Требования) разработаны в соответствии с Правилами осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно- программному комплексу клирингового центра товарной биржи утвержденные в Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года No 729.
2. Основные понятия, которые используются в настоящих Требованиях: 1) аппаратно-программный комплекс (далее – АПК) – совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа. Глава 2. Требования
1. Аппаратно–программный комплекс клирингового центра должен состоять из рабочих станций (компьютерной базы), серверного аппаратного обеспечения, программного обеспечения и обеспечивать:
1) надежное хранение информации, защиту от несанкционированного доступа, целостность баз данных и полную сохранность информации в электронных архивах и базах данных при: полном или частичном отключении электропитания на любом участке программного обеспечения в любое время; аварии сетей, телекоммуникаций, разрыве установленных физических и виртуальных соединений на любом этапе выполнения операции обмена данными; попытке несанкционированного доступа к информации программного обеспечения;
2) многоуровневый доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам, реализованным в программном обеспечении. Программное обеспечение должно предусматривать не менее двух основных уровней доступа: "администратор" и "пользователь";
3) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операций без полного заполнения всех полей программа обеспечивает выдачу соответствующего уведомления);
4) поиск информации по индивидуальному запросу и по любым критериям, а также сортировку информации по любым параметрам и возможность просмотра информации за предыдущие даты;
5) обработку и хранение информации по датам без сокращений;
6) автоматизированное формирование форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами, а также уведомлений, справок, выписок с лицевого счета, отчетов о проведенных операциях и документов, подтверждающих осуществление информационных операций;
7) возможность архивации (восстановление данных из архива);
8) возможность вывода выходных документов на экран, принтер или в файл;
9) возможность обмена электронными документами;
10) бесперебойное и непрерывное осуществление работы в случае сбоев в программном обеспечении;
11) автоматизированный сбор, обработку и хранение информации по сделкам, по которым клиринговая организация осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку;
12) учет параметров всех заключенных сделок в торговой системе на товарной бирже, принятых на клиринговое обслуживание;
13) формирование отчета по результатам клиринговой деятельности для членов товарной биржи;
14) автоматическое проведение следующих операций путем интеграции с торговой системой товарной биржи: раздельный учет средств члена товарной биржи; блокирование средств члена товарной биржи по результатам сделок и снятие блокирования в результате их исполнения; допуск членов товарной биржи к торгам;
15) сохранность изменяемых данных члена товарной биржи и поиск зарегистрированного лица по прежним данным;
16) сохранность информации по всем операциям, проведенным по клиринговому регистру учета за весь период;
17) передача информации клиентам, расчетным организациям, товарной бирже и уполномоченному органу по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи;
18) идентифицировать факт получения документа от лица уполномоченного отдавать приказы для совершения операций по открытому им клиринговому регистру учета;
19) проведение операций по клиринговым регистрам учета только на основании приказов уполномоченных лиц;
20) ведение в произвольной форме журнала аудита в процессе функционирования программного обеспечения.
2. Сохранность информации аппаратно–программного комплекса клирингового центра обеспечивается путем ежедневного автоматического сохранения резервной копии базы данных и системного журнала транзакций на дополнительном сервере.
3. Защита информации клирингового центра обеспечивается основными уровнями доступа – «администратор» и «пользователь»:
1) уровень доступа – «администратор» включает в себя: определение групп пользователей, разделение их на категории по выполняемым функциям и установление им уровней доступа к информации, смена паролей; блокирование доступа пользователей к данным и функциям программного обеспечения; настройка параметров функционирования программного обеспечения; просмотр подключенных к базе данных программного обеспечения пользователей; открытие (закрытие) операционного дня; отключение пользователей от базы данных программного обеспечения в случае необходимости; смена рабочей даты; создание архивных и резервных копий на съемных носителях данных долговременного хранения;
2) уровень доступа – «пользователь» включает в себя: периодическое обновление справочной информации в базе данных программного обеспечения; ввод данных в программное обеспечение; проведение в программном обеспечении определенных операций со средствами клиентов; формирование отчетных (выходных) форм; сохранение необходимой информации; печать отчетов и выходных документов.
4. Для каждого пользователя программного обеспечения предусматривается вход по индивидуальному паролю. Для уровня доступа – «администратор» предусматривается возможность изменения паролей. Доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам обеспечивается посредством ввода соответствующего пароля, который меняется не реже одного раза в тридцать календарных дней.
5. В программном обеспечении (независимо от уровня доступа) не допускается:
1) содержание средств, позволяющих исполнить определенные функции и операции с нарушением установленного порядка их выполнения;
2) иметь функции, позволяющие напрямую вносить изменения в данные сформированных выходных документов;
3) изменение (удаление) данных о проведенных операциях и о состоянии клиринговых регистров учета, за исключением специально предназначенных для этого операций (функций).
6. При выполнении операций программным обеспечением клирингового центра уведомляется о наступлении следующих условий:
1) количество средств, подлежащих списанию с клирингового регистра учета, превышает количество средств на нем;
2) нарушение сроков исполнения сделок;
3) клиринговой регистр учета, с которого списываются средства, блокирован.
7. Членом товарной биржи – пользователем аппаратно–программного комплекса клирингового центра выполняются следующие требования:
1) на рабочем месте пользователя устанавливается антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемой антивирусной базой и автоматическая загрузка системных обновлений операционной системы;
2) на персональном компьютере пользователя, используемом для проведения операций, не допускается установка программных средств, не предназначенных для решения задач по подготовке, обработке, передаче или ведению электронных документов;
3) одному системному имени пользователя, по которому идентифицируется пользователь при входе в программную среду, соответствует одно физическое лицо.
8. Для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования аппаратно–программного комплекса клиринговый центр предусматривает наличие не менее двух источников бесперебойного электрического питания, один из которых используется в качестве основного, а остальные – в качестве резервных, либо единственный источник бесперебойного электрического питания, с наличием резервного генератора, готовым к немедленной активации.
9. Серверное аппаратное обеспечение клирингового центра имеет в своем составе резервное оборудование, готовое к немедленной активизации в случае повреждения, уничтожения или невозможности использования основного оборудования. При этом помещение с серверным оборудованием оснащается системой контроля доступа.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ТОВАРНАЯ БИРЖА